Missa Solemnis
Pontificalis. Понтификальная Торжественная Месса, которая совершается епископом или
прелатом, имеющими право служения архиерейским
чином, в сопровождении ассистирующего
священника, дьякона, субдьякона, кадильщика,
аколитов и других служителей, под руководством
священника, действующего в качества мастера
церемоний. Чаще всего специфические части,
предназначенные дьякону и субдьякону
исполняются священниками (облаченными в
облачения тех степеней, функции которых они
исполняют). Все те части Мессы, которые обычно
произносятся во всеуслышанье должны быть петы,
за исключением Молитв Ступеней, которые до
реформы Св. Пия V читались в ризнице. Эти молитвы
произносятся епископом вместе с дьяконом и
субдьяконом, в то время как хор поет Входной
Антифон. Основное отличие между понтификальной и
обычной Торжественной Мессой в том, что епископ в
основном пребывает у своего трона вплоть до
начала Оффертория.
|
|
Missa
Solemnis. Торжественная Месса,
совершается обычным священником, которого
сопровождают практически все вышеупомянутые
служители. Самая
распространенная форма воскресной и праздничной
мессы в крупных приходах и соборах до Второго
Ватиканского Собора.
|
|
Missa Cantata. Петая Месса совершается священником без дьякона и
субдькона, и таким образом является
разновидностью Тихой Мессы, но с некоторыми
частями, которые поются священником (три
изменяемые молитвы, чтения из Священного
Писания, Префация, Отче Наш, и отпуст) и
некоторыми частями, которые поются хором (Introitus,
Kyrie, Gloria, Responsorium Graduale, Tractus или Alleluia, Credo, Offertorium, Sanctus
и Benedictus, Agnus Dei, а также Communio). Петая Месса вошла в
употребление в начале XVIII века, и ее служение
предполагалось в некатолических странах, где не
доставало дьяконов и субдьяконов (или иных
клириков, которые могли бы исполнять на мессе их
функции). Так, предполагалось, что на место
Торжественной Мессы в воскресные и праздничные
дни, встанет Петая Месса.
|
Католическая
Энциклопедия (издания 1913 г.) говорит на этот счет:
“Только в церквах, в которых только один
рукоположенный священник, и в которых таким
образом невозможно служить Торжественную Мессу,
позволено совершать Мессу (в Воскресенья и
праздники) с украшениями, которые в норме
принадлежат Торжественной Мессе, а именно, с
пением и, в основном, с каждением.”
Священная Конгрегация
Божественного Культа запрещала в некоторых
случаях использовать кадило на Петой Мессе, тем
не менее, для некоторых диоцезов были сделаны
исключения, в наши же дни обычай использования
кадила допускается повсеместно.
|
|
На миниатюре
виден момент вложения Св. мощей (реликвий) при
освящении алтаря.
|
Алтарь
изображает собой Нашего Господа Иисуса Христа -
Камень Живой (1 Петр. 2,4; ср. Еф 2, 20). Реликвии,
которые находятся на алтаре напоминают нам, что
святые - члены Его мистического Тела. Приняв
человеческую природу, Он не только сносил
страдания, одержал победу Воскресением, и вощел в
славу Свою в Вознесении, - но Он также основал на
земле Церковь, и Церковь - это его мистическое
Тело; Он Глава, а святые - члены. С этой точки
зрения, в этом мистическом Теле нет должной
полноты без Его святых; и по этой причине Святые,
царствующие с Ним во славе, объединены с ним и на
алтаре, который изображает Его. Кроме того мощи
напоминают о временах гонения на Церковь, когда
Евхаристия совершалась на гробах мучеников.
Здесь же будет уместно заметить, что на
протяжении святой Тридентской Мессы, священник
дважды обращается к заступничеству именно тех
святых мощи которых находятся в алтаре: во время
первого лобзания алтаря (в молитве Oramus Te) и во
время Оффертория (в молитве Suscipe sancta Trinitas) после
чего вновь воздаёт почитание лобзанием.
|