De ritu Latino

 

liturgia1.jpg (18419 bytes)

 

Литургия 155 г.

Литургия Запада и Востока. Был ли единый обряд?

О Римской Литургии

Чин Мессы

Богослужения суточного круга

Григорианское пение

Григорий Великий

 

     В настоящее время широко распространено заблуждение, согласно которому Западное Православие было во всем копией Восточного. Так южно-итальянские традиции выдаются чуть ли не за традиции всего Запада. Однако это не так. Западное богослужение, сформировавшееся к моменту раскола, скорее напоминало практику сегодняшних католиков-традиционалистов, а не богослужения Константинополя.

     Различие между Востоком и Западом  проявилось очень рано при формировании богослужения. В основном богослужение во всей Церкви было, конечно, одинаковым, но в первые времена существовала большая литургическая свобода, и поэтому образовались различные формы

eucharistia.gif (294327 bytes)

Христос причащает учеников

liturgia.jpg (3976 bytes)

Литургия (иллюстрация из древнего служебника - миссала)

     При таком развитии значительную роль сыграли и этнические различия латинян и греков. Скоро во всей Церкви произошло соединение того специфически нового, что однажды -и теперь уже непрерывно повторяется - было совершено Христом на Тайной Вечере, с заимствованными из синагоги молитвами и богослужебными чтениями. Так сформировалась основная структура богослужения, однако, в частностях, в первую очередь, в формировании текстов молитв царила свобода. "Дидахе" или "Учение Двенадцати Апостолов", разрешало пророку при богослужении молиться "как он хочет"... Иустин свидетельствует, что предстоятель общины возносил евхаристическую молитву "сколько он может"... Следовательно, он должен был импровизировать.
Поэтому неудивительно, что, в наконец уже сложившихся текстах, в конечном счете, отразился народный характер латинян и греков.
     Краткие и четко сформулированные орации городского римского ритуала, в которых всегда имелся в виду конкретный плод молитвы, соответствовали характеру римлян. Возвышенная евхаристическая молитва Востока, напоминающая гимн, в которой развивались глубокие мысли о безначальном Боге, и о Его Единородном Сыне, выдавали греческого автора. И в жестах, и в церемониях, и в музыке, и в облачениях также проявились различия между народами.

     Драматический характер византийской литургии, где в божественной игре "Царь вселенной" появляется в кругу Своих как священник и жертва, свидетельствует об эллинистических влияниях. Это различие в литургических формах в первые столетия считалось в общем неважным. Епископ Фирмиллиан Кесарийский подчеркивает в одном из писем папе Стефану I (254-257), сохранившимся в переписке святого Киприана, что многое в обычаях Церкви в отдельных областях различно, но существенное единство от этого не страдает.

basiletioan.jpg (67537 bytes)

Святые Василий Великий и Иоанн Златоуст  - составители   чинов Литургии Восточного Обряда

     Существовала большая свобода и возможность адаптации. Так, например, было вполне возможно, что азиатский епископ, святой Поликарп, праздновал вместе с папой Аникитой (155-156) в Риме Святую Пасху, хотя они и не смогли прийти к согласию о дате Пасхи.
     Святой Иероним в своих поездках по Востоку приноравливался к местным обычаям. В монастыре святой Мелании в Иерусалиме практиковался римский обряд, и ни у кого это не вызывало противодействия.

     Блаженный Августин высказывался по вопросу об обрядах весьма снисходительно: "Обязательно только то, что установил Сам Господь и что стало повсеместным. Каждый должен приспосабливаться к обычаям церкви, в которую он входит".
Первоначально разнообразные церковные обряды под влиянием главных церковных центров медленно и постепенно все более и более унифицировались. На Востоке имелось несколько таких центров, а именно: Иерусалим, Александрия, Антиохия, а позднее Константинополь.

     Напротив, на Западе Рим возвышался над всеми, в конечном счете, хотя и по истечении многих веков, добился почти абсолютной унификации обряда во всей латинской Церкви, тогда как на Востоке в пределах Империи все еще оставались три обряда: александрийский, западносирийский или антиохийский и византийский. Кроме того, еще две Церкви, которые уже на раннем этапе возникли за пределами Империи, сформировали собственный обряд, а именно, персидская Церковь - восточносирийский и армянская Церковь - армянский. И на Востоке развитие в конечном счете шло к большей унификации. Византийский обряд Нового Рима - Константинополя - постепенно стал безусловно преобладающим. Он был принят с Х столетия также и христианами древних восточных патриархатов: Антиохии, Иерусалима и Александрии, поскольку они в период христологических споров V-VII веков оставались верными Православию. Кроме того, Константинополь распространил свой обряд среди славянских народов, которые от него получили Евангелие, и, наконец, также и в Грузии.

gregmag.jpg (35567 bytes)

Святой Григорий Великий (540-604) - папа Римский. Его именем названы великолепные песнопения - григорианские хоралы, которые до сих пор украшают традиционные мессы

     Интересно, что западный унификатор обрядов святой Григорий Двоеслов (или Григорий Великий) почитается как Католической, так и Православной Церковью. То же можно сказать и о Святых Василии Великом и Иоанне Златоусте - унификаторах Литургии Восточного Обряда: оба этих святых почитаются как на Западе, так и на Востоке. Поэтому, отбросив все фобии и узкоконфессиональный шовинизм надо признать, что Латинский обряд, вобравший в себя богатейший опыт Святых Отцов Запада имеет право на существование в Православной Церкви, стремящейся реализовать определение Символа веры в отношении Кафоличности, то есть Вселенскости, в том числе и через разнообразие обрядов.

®По книге Вильгельма де ФРИС "Православие и Католичество: противоположность или взаимодополнение?"

Сайт создан в системе uCoz