О
РИМСКОМ ЧАСОСЛОВЕ
Помимо
литургии, за которой совершается главное
христианское Таинство - Таинство Евхаристии,
святая Церковь хранит, во исполнение
апостольского завета о непрестанной молитве,
чины суточных богослужений. На Востоке сборник
этих богослужений получил название Часослова на
Западе, аналогичная книга называлась Breviarium.
Часослов и Breviarium имеют сходную структуру, и
состоят из чинопоследований утрени, вечерни,
первого, третьего, шестого, девятого часов и
повечерия.
Основную долю текста каждого
литургического Часа составляют образцы
библейской гимнографии - псалмы и песни из
Ветхого и Нового Завета. Они поются или читаются
молящимися. Псалму или песни предшествует
антифон (в буквальном переводе с греческого это
слово означает "противогласие", что
напоминает нам о древней практике попеременного
пения двумя полухориями); антифон может быть
повторен по окончании псалма, а в отдельных
случаях его пение перемежается пением стихов
псалма. (Антифонами называются также некоторые
молитвы и гимны, обращенные к Богоматери, которые
звучат в конце Повечерия).
Помимо этого, каждый Час содержит гимн, который
поётся или читается; большинство гимнов,
используемых в богослужениях часослова,
представляют собой памятники латинской поэзии
эпохи раннего и высокого средневековья.
Существенной частью любого Часа является
Краткое чтение из Священного Писания.
Непосредственно к чтению фрагментов Писания
примыкают произносимые в виде возгласа и ответа
стихи, чаще всего заимствованные из псалмов или
других библейских текстов и произносимые с
использованием своеобразной системы повторов.
Эти стихи именуются Responsorium (Прокимен).
Важно отметить, что часослов использует римскую
систему счета времени суток: первый час - 7 утра,
третий -9, шестой - полдень и.т.д.
Значительно отличается по
своему содержанию так называемая Литургии Часов
сменившая Breviarium у католиков, принявших реформы II
Ватиканского Собора.
Еврейское наследие и
первоначальное развитие моления
Строго установленные времена для молитвы — это
наследие Израиля. Так, уже молитву «Шма Израэль»
(«Слушай, Израиль») следовало произносить каждое
утро и каждый вечер (Втор 6:7; 11:19). Наряду с этим,
имелись еще три других периода для молитвы,
распределенные согласно течению дня (Дан 6:11,14).
После Вавилонского пленения, наряду с
Иерусалимским храмовым богослужением, на местах
возникло богослужение синагогальное,
сопряженное с храмовым культом. Действительно,
синагогальные службы отправлялись именно в те
часы дня, когда в храме приносилась ежедневная
жертва, и это правило особенно относилось к
ежевечерней жертве. Благочестивые иудеи,
находившиеся вне Иерусалима, собирались в этот
час на синагогальное богослужение или же, по
крайней мере, молились частным образом. Таким
образом, утренняя и вечерняя молитвы были
«опорами» моления Часов, которое в течение дня
вообще охватывало пять периодов молитвы.
Если событие Пятидесятницы, совершившееся утром
(Деян 2:15), отождествить с регулярным молитвенным
временем апостолов; если вспомнить, что видение
молящегося ап. Петра имело место в полдень (Деян
10:9); если исцеление «хромого от чрева матери»,
когда апп. Петр и Иоанн входили в храм на
ежедневную молитву (Деян 3:1), посчитать примерно
временем девятого часа, то три молитвенных
периода дня могут соответствовать по времени
богослужениям Третьего, Шестого и Девятого
Часов.
Когда Иерусалимский храм был разрушен, вся
богослужебная жизнь сконцентрировалась в
синагоге. За вечерним богослужением главными
элементами стали хвалы и просительная молитва,
тогда как за утренним богослужением совершалось
также благовестие слова и катехизация.
Соответственно, христианская Литургия Часов
приняла уже наличное наследство, продолжило его
или же изменило по своим запросам.
Красной линией через христианское утреннее
богослужение проходит похвала (Laudes matutinae = «Хвалы
утренние»), которая «в первую очередь
обеспечивается регулярным повторением
Хвалебных псалмов»; что же до вечернего
богослужения, то оно дает «повод для
религиозного ритуала» и имеет направленность на
жертву: читается псалом 140/141:2 («Да направится
молитва моя. как фимиам, пред лице Твое, воздеяние
рук моих — как жертва вечерняя»), и к нему
присоединяется еще второй жертвенный момент (в
смысле жертвы хваления), поскольку совершается
чин возжигания светильников (луцернарий).
По мнению ученых, на христианские светильные
гимны и молитвы, возможно, повлиял еврейский
ритуал возжигания свечей при домашней встрече
субботы (когда произносились благословения). За
христианскими службами вечера — но также и за
утренними службами световая символика была
перенесена на Христа. Которого именуют
восходящим солнцем праведности или же
«невечерним» (немеркнущим) светом.
«Наряду с указанным закреплением молитвенных
собраний за опорными моментами дня. из иудаизма в
христианство перешла также практика
троекратного моления днем». Так, в «Дидахе»,
источнике начала II в., приведена молитва «Отче
наш» и затем сказано: «И так молитесь трижды в
день!» Молитва Господня заступает здесь на место
еврейской молитвы Восемнадцати благословений».
Тем не менее Герхардс, ссылаясь на Тафта,
полагает, что «зависимость христианской
традиции от еврейских молитвенных обычаев
все-таки не столь велика, как зачастую полагают.
Конечно, христиане продолжают еврейские обычаи,
но все же их молитва по содержанию решающим
образом преобразована в свете искупительного
деяния Христова». На конкретное оформление
Литургии Часов, по его мнению, в не меньшей мере
повлиял ап. Павел, призвавший «непрестанно
молиться» (1 Фес 5:17).
Тертуллиан († после 220 г.) рекомендует подходить к
последованиям Третьего, Шестого и Девятого Часов
как к периодам частной молитвы, в ходе которых
воспоминаются искупительные события
апостольской истории, а именно: Третий
Час — это время схождения Св. Духа на
апостолов (Деян 2:15),
Шестой —
видение ап. Петра (Деян 10:9-16),
Девятый —
исцеление хромого от рождения (Деян 3:1)75. Кроме
того, Тертуллиан считает естественной
обязанностью христиан молиться в начале дня и в
начале ночи, равно как самoй ночью.
Ипполит упоминает о целом ряде периодов дня для
молитвы, которые лишь частично совпадают с
исследованиями позднейших часословов. «Если
попытаться за различными сведениями увидеть
единую систему, то в их основе лежит следующий
обычай: частная молитва совершается при поднятии
с постели, в Третий, Шестой и Девятый Часы, на сон
грядущий, в полночь и когда запоют петухи. Общие
собрания имели место по утрам, когда
преподавалось наставление, и вечером ради
агапы».
При этом молитвенные периоды Третьего, Шестого и
Девятого Часов были согласованы с хронологией
страстей Христовых, как она дана в Евангелии от
Марка; они, «возможно, представляют собой
свидетельство о весьма раннем римском
молитвенном цикле». Эта хронология складывается
из событий: распятия (Третий Час), солнечного
затмения (Шестой Час), кончины Христа и удара
копьем (Девятый Час).
Пашер (Pascher), напротив, кодифицировал
христианское предание, как оно сложилось к
началу III-го века и для которого был характерен
следующий порядок молитв: утренняя молитва,
Третий Час, Шестой Час, Девятый Час, вечерняя
молитва, ночная молитва.
Особую ценность имели собрания утром и вечером.
Главной отличительной чертой утреннего
богослужения была катехизация: «Ты услышишь
нечто для тебя новое, и тебе будет польза, которую
ты получишь от Св. Духа через того человека,
который тебя наставляет... И там также скажут, что
тебе надлежит делать дома. Посему да старается
каждый побывать в церкви, в том месте, где
преизобилует Св. Дух. Если же в какой-то день не
будет наставления и все остаются дома, то пусть
каждый возьмет в руки Свщ. Писание и почитает из
него, сколько захочет и посчитает для себя
полезным».
Для вечернего собрания ради агапы характерны
благодарения и возжигание светильников. При
наступлении темноты диакон вносит лампаду, а
епископ начинает похваление света как символа
непреходящего света Христова (ср. гимн "Свете
тихий" в византийском обряде вечерни), но в
начальном диалоге он не произносит «Sursum corda»,
поскольку эти слова закреплены только за
служением Евхаристии.
Герхардс возводит светильничное благодарение к
синагогальной вечерней берахе, а не к субботнему
благословению свечей в кругу семьи: «Молящийся
христианин (по контрасту с меркнущим светом дня и
наступлением темноты) воспринимает, что
Воскресший из мертвых пребывает с ним вечно, что
Он — непреходящий свет. "
Соборные и монашеские
богослужения
В последующие времена в богослужениях суточного
круга возникает разделение «соборного» и
«монашеского» типов.
«Соборный тип» — Часы общины, собранной вокруг
епископа и священства, — сложился на протяжении
IV в. прежде всего в городских общинах Востока; его
характерная черта состоит в том, что собрания
регулярно проходили утром и вечером, а иногда
дополнялись и бдениями.
Для «монашеского типа» характерен идеал
непрерывной молитвы. В центре моления стоит
сплошное чтение псалмов (currente psalterio) (т. е. выбор
псалмов не продиктован периодом дня), а кроме
того «в монашески окрашенных суточных
богослужениях вообще отсутствует любое
церемониальное действие. В отличие от нее
утреннему и вечернему ритуалу мирских храмов
была свойственна основная установка, чтобы
псалмы были специально подобраны на утро и на
вечер и чтобы церемония соответствовала им по
смыслу.
«Соборный тип» состоит из псалмов, гимнов и
ритуальных действий. Повсеместно вечернее
светильничное благодарение играет значительную
роль. Изучив большое число различных и, к тому же,
противоречащих друг другу источников, Герхардс
считает характерными для «соборного типа»
следующие элементы:
за утренним богослужением — утренние псалмы и
библейские песни (Cantica), в том числе псалом 62/63,
далее «Слава в вышних Богу» (Gloria in excelsis), прошения,
благословение и отпуст;
на вечернем — светильничный обряд и гимн,
вечерняя псалмодия, в том числе псалом 140/141 (с
совершением каждения), возможное выпевание
дальнейших гимнов и антифонов, прошения,
благословение и отпуст.
При этом воскресное Всенощное бдение (vigilia) имеет
следующую структуру: три антифона с молитвами,
прошения, совершение каждения, чтение Евангелия,
благословение и отпуст.
Соборную Литургию Часов в Иерусалиме, на которой
уже заметно влияние монастырской духовности,
описывает знаменитая паломница Эгерия:
"До того, как воспоет
петух, монахи, девы и миряне отправляются в храм
Гроба Господня, чтобы совершить раннее бдение.
Вплоть до восхода солнца поются гимны вперемежку
с псалмами, а также антифоны; каждый гимн
завершается молитвой (oratio), по чину произносимой
клириками, которые, стало быть, также
присутствуют за бдением.
С появлением дневною света начинается пение
«утренних гимнов» (matutini hymni). Приходит епископ,
произносит прошения, перечисляя при этом имена,
благословляет сначала оглашаемых, а затем после
молитвы — и верных"
Около десятого Часа в Иерусалиме совершался
Luсernarium. Народ собирался в храме Воскресения, и от
негасимого огня пещеры Гроба возжигали так много
факелов и свечей, что «fit lumen infinitum» («делается
свет нескончаемый»). После этого поются «psalmi
lucernares, sed et antiphonae diutius» («псалмы светильничные, а
также протяженные антифоны»). В присутствии
епископа и сопровождающего его духовенства
поются «hymni et antiphonae» («гимны и антифоны»). Диакон
провозглашает литанию с возгласами «Господи,
помилуй», а за ней совершается орация епископа.
Затем следуют молитвы главопреклонения над
оглашаемыми и верными, после чего епископ
благословляет общину и в ее сопровождении
направляется к реликвии Креста.
Воскресное бдение включает в себя обряд каждения
и провозглашение воскресного Евангелия,
совершаемое епископом. Наряду с соответствующей
подборкой псалмов, «так что их содержание
подходило к мотиву прочих текстов
соответствующего дня», в Иерусалимскую Литургию
Часов, как ее описала Эгерия, входили следующие
элементы:
«1. Клир, монашествующие и народ (вместе с
оглашаемыми) совместно совершают утреннее
богослужение (сит luce, matutini) и вечернее
богослужение (licinicon, lucernare).
2. Общинной молитвой монахов (= aputacticae) являются
Третий Час (в великопостное время), Шестой Час и
Час Девятый (на протяжении всего года). Паломники
и народ принимают в ней участие по желанию.
3. Точно так же обязанностью монахов и клириков
является "maturius vigilare ", т. е. молиться ночью до
того, как воспоют петухи. Также и в этом ночном
богослужении (officium nocturnum) часть народа принимает
добровольное участие.
4. Содержание богослужений состоит из чтения и
пения псалмов с антифонами, орации, респонсорных
псалмов (psalmi responsorii), гимнов, чтений из Ветхого и
Нового Завета. Чтение Евангелия, и в первую
очередь чтение воскресных евангелий под
воскресный день, — это по большей части
прерогатива епископа, который обычно приходит
под конец служения Часов и преподает
благословение.
5. Здесь в особой мере становится видна окраска
Часов: подбор псалмов, антифонов, молитв, чтение и
пение гимнов по мотиву праздников. Все это,
вероятно, и бросилось в глаза паломнице,
поскольку отличалось от ее западных обычаев.
Во время первосвятительства Кирилла в
Иерусалиме поначалу из практики монашествующих
в общественное богослужение было перенято
полное литургическое освящение целого дня,
которым руководит епископ и клир и к которому
подключается весь народ.
«Монашеский тип» моления Часов коренится в
особой духовности монашества, которая
устремлена к идеалу непрерывной молитвы. Так, св.
Пахомий считает монашеским долгом непрерывное
возношение молитв, причем неважно, где монах
находится и чем занят. Наряду с этим, положены
совместные Часы Молитвенного правила утром,
вечером и ночью, для которых предусмотрено
определенное количество читаемого и
выпеваемого. Так, в Житии св. Пахомия сказано о
полученном им от Ангела предписании, чтобы за
каждым Часом вычитывались двенадцать псалмов.
В среде египетского монашества Фиваиды и в
монашеской традиции Каппадокии сложились оба
первоначальных типа монашеского моления Часов:
«Египетские монахи собирались лишь утром и
вечером для совместного вычитывания двенадцати
псалмов, к которым присоединялись два чтения из
Свщ. Писания. А городское монашество Каппадокии,
напротив, переняло исполнение избранных псалмов
утром и вечером из соборного богослужения, а
кроме того, во II-IV вв. и для всех христиан
утвердилась рекомендация — всего лишь совет —
совершать Литургию Часов, а именно: Третьего,
Шестого, Девятого Часа, Повечерия (completorium) и
Полунощницы. Эти Часы образовали устойчивую
составную часть монашеской практики. При этом
полуночное богослужение общин монахов
византийского обряда по структуре восходит к
обычаям Египта. Psalmodia currens, принятая в Египте
утром и вечером, здесь по времени сместилась на
ночное богослужение. Сиро-палестинское
монашеское богослужение занимает
посредствующее место между отшельническим типом
Юга и городскими формами Севера.
Последования Часов греческого монашества
сложились под воздействием правил св. Василия
Великого († 379). Также и их идеалом является
непрерывная молитва: «Поскольку благодарение на
всякое время заповедано даже в Писании (Еф 5:20) и
так как оно, совершенно определенно, для нашей
жизни необходимо как по природе, так и по разуму,
установленные в братствах времена молений не
должны пропускаться». При этом упоминаются:
Утренняя молитва (Утреня), Третий, Шестой и
Девятый Часы, еще Час на завершение дня, еще один
Час на начало ночи, равно как еще Час при
наступлении полуночи и молитвенное время перед
тем, как воссияет утренняя заря.
Гольтцен считает, что в последнем случае речь
идет о еще одном Часе, который отделился от
ночного. «Следует задаться вопросом, не
выделились ли изначально Полунощница и Молитва
перед утренней зарей из полного Всенощного
бдения, ибо его невозможно было проводить
регулярно, так что оно заместилось символическим
совершением ночных Часов».
Иоанн Кассиан (умер в Марселе ок. 435 г., будучи
настоятелем обители) до 390 г. жил в одном из
монастырей в Вифлееме; после этого он примерно
семь лет провел у египетских монахов в Скитской
пустыне. Между 417-м и 425-м гг. Иоанн Кассиан описал
свой опыт в труде «De institutis coenobiorum» («Об
общежительствах»), которым он намеревался
реформировать галликанское монашество. По его
описанию, египетские монахи не знали ни Третьего
Часа, ни Шестого, ни Девятого, и они сочетали свои
молитвы с трудом. Утреня не выделялась как
самостоятельный молитвенный Час.
«Средоточием молитвенных Часов являются
двенадцать псалмов, которые currente psalterio, т. е.
непрерывно, прочитываются одним из монахов.
Между псалмами включаются периоды тихой молитвы,
совершаемой с воздетыми руками, — молитва
прерывается простиранием ниц и завершается
коллектой предстоятеля. Двенадцатый псалом, из
числа хвалебных, заканчивается возгласом
"Слава Отцу..." (Gloria Patri). За псалмопением
начинается богослужение Слова с двумя
чтениями...» Тогда уже применялись образцы
монашеских Часов: псалмы не подбирались
тематически, а вычитывались сплошь; между ними не
включались и антифоны; «устойчивые формы молитвы
— это не столько самоцель, сколько рамки личной
молитвы», которую монах совершает непрерывно, в
том числе за работой.
«В то же время Кассиан сообщает, что египетские
монахи "также поднимались в определенные
времена до возглашения петухов и по совершении
канонического молитвенного Часа продолжали
ночное бдение вплоть до рассеивания темноты, так
что наступающий рассвет заставал их в горении
духа" (Institutes109 III, 5)».
В Палестине имелась практика совершения Часов
днем; Кассиан сообщает, что как раз в его бытность
в Вифлееме ввели Утреню, чтобы достигнуть, по
слову псалма (118:164), седмерицы. «Эта Утреня
конкурировала с молитвой времени возглашения
петухов. Но Кассиан подчеркивает, что старый
порядок исполнения псалмов это нововведение не
затронуло. В конце бдений, которые обычно
совершались между пением петуха и появлением
утренней зари, следовало вычитать псалмы 148-150, а
далее за последованием нового Часа - псалмы 50,62, 89.
Также и за Третьим, Шестым и Девятым Часом
исполнялись по три псалма с
молитвами-орациями».
Богослужебное последование, известное как
Повечерие (completorium), появилось из следующей
практики: по субботам и воскресеньям после
вечерни предлагалась особая трапеза, после чего
совершалось и особое моление (только в эти дни —
перед отходом ко сну). Это моление поначалу не
имело названия. «Вторая matutina (= Первый Час) и
молитва перед отходом ко сну (= в дальнейшем
Повечерие [completorium]) возникли иначе, чем
предыдущие Часы, а именно из обстоятельств
монашеской общинной жизни, тогда как для старших
Часов наличествует библейское обоснование. Этот
порядок, теперь приспособленный к монашеской
жизни, потребовалось обобщить и закрепить для
западного монашества, что и произошло в Правилах
св. Венедикта».
На Западе именно Венедикт Нурсийский († 547)
«первым записал для основанною им монастыря
порядок совершения моления Часов». Этот порядок
не был совершенно новым, он продолжал практику
Римской Церкви. «В старую схему уже до него были
введены Первый Час и повечерие (compleorium). Вечерня —
относится к Часам дня. Соответственно молением
Литургии Часов дня были: Первый, Третий, Шестой,
Девятый Час и Вечерня (vesperae). Молениями ночи были:
Повечерие (= completorium), Полунощница (= nocturnum) и
«Хвалитны» (= laudes).
В первый раз Венедикт сообщает о том, что псалмы
были распределены на все седмичное богослужение.
Тем не менее Венедикт не изгоняет свободу и не
настаивает непременно на своем распределении, но
все же при условии, что на протяжении седмицы вся
Псалтырь будет прочитана полностью. Как основной
минимум для чтения можно рассматривать: "Psalter
per hebdomadam, scriptura per annum ".
Распределение, в котором учитывается равновесие
между отдельными Часами, согласно Гольтцену,
свидетельствует о «умеренности» как об основной
добродетели Венедикта в молитве, равно как и во
взглядах на труд монахов. Так, относительно
Вечерни предписывается, чтобы она совершалась во
второй половине дня, пока еще не требуется
освещения светильниками. Повечерие завершает
течение дня в монастыре.
«Когда ок. 580 г. лангбарды разрушили монастырь
Монтекассино, монахи спаслись бегством и нашли
убежище в Риме. Папа Геласий II отвел им помещения
при Латеране, и там вскоре процвели несколько их
монастырей. В следующих столетиях и при других
главных церквах Рима также возникли
бенедиктинские монастыри, и бенедиктинцы взяли
на себя совершение Часов в базиликах.
Венедикт, вероятно, и раньше создавал свой Устав
под влиянием римских обычаев. Теперь же этот
Устав возвратился в Рим в бенедиктинской форме, и
из Рима началось его победное шествие по всей
Западной Церкви.
В период переселения народов пала античная
городская культура, а монастыри приобрели
огромное значение. Многие епископы, вышедшие из
монастырей, ввели в своих церквах порядок
служения Часов по Уставу св. Венедикта. Когда
монахи-бенедиктинцы в качестве миссионеров
добрались до Северной Европы и Британии, они
принесли с собой и римский Часослов. Согласно
Герхардсу, Папа Григорий VII, «вероятно, ввел ее на
Иверийском полуострове, так что в Средние века
практически повсеместно употреблялось римское
богослужение, а большинство локальных традиций
было вытеснено».
Но тем не менее внеримские традиции нельзя
упускать из вида. Так, согласно Мартимору (Martimort),
в Испанской Церкви вплоть до XI в. проводилось
различие между соборным порядком («Quod est Matutini et
Vespertini sive Completi officium») и тем порядком, которого
держались монахи в своих Часах Молитвенного
правила («Officium sollicite exsolvendum monacis»).
Миланская Церковь также смогла сохранить
собственные традиции в совершении богослужений
суточного круга вплоть до II Ватиканского собора.
Типичными чертами моления Часов Миланской
Церкви Мартимор называет: луцернарий на
вечерне, воспоминание о событии крещения за
вечерним и утренним богослужениями (когда бывает
процессия к месту крещения), «antiphona ad crucem» (что
напоминает Иерусалимскую Литургию Часов), а в
праздничные дни также и большую насыщенность
евхологическими текстами.
Бревиарий
Превращение Литургии Часов из торжественного
богослужения в приватное чтение Бревиария,
согласно Пашеру (Pascher), сопряжено, среди прочего, и
с новой практикой рукоположения. Вплоть до XI в.
рукоположение духовенства совершалось только
для определенной церкви. При этом рукоположенный
получал и поручение совершать в ней Литургию
Часов.
Когда же священников стали рукополагать, не
сопрягая их с определенной церковью, тогда
отпало и обязательство совершать Литургию Часов
в определенном месте служения. Оно стало просто
личным долгом рукоположенного. Чем дальше
уходило рукоположение от привязки к какой-либо
церкви, тем больше распространялось вычитывание
Часов за пределами храма. Началось также
отделение Часов от подлинного времени суток, и
теперь молитва ночи могла произноситься днем, и
даже вперед за день.
Вследствие этого внеклиросное Молитвенное
правило породило «Бревиарий»: множественность
книг в расчете на исполнителей за богослужением
разных ролей теперь, в приватном произнесении,
потеряла всякий смысл. Одновременно с
сокращением чтений, песнопений и молитвословий,
все, что было необходимо для приватного
вычитывания, было собрано в одну книгу, в
«Бревиарий». На Папском дворе Часы Молитвенного
правила исполняли по «Breviarium secundum consuetudinem curiae
Romanae», и это практику взяли для себя францисканцы,
монахи нового ордена, что затем имело важные
последствия.
Именно мирской клир был затронут новым порядком
совершения Часов. Герхардс обосновывает
перестройку переменами в церковной структуре: на
протяжении первого христианского тысячелетия
епископские церкви в городах были
литургическими центрами. В сельской местности
также имелись центры общинно живущих клириков
или монахов. В подобных центрах могло иметь место
разделение труда между тружениками клироса и
ответственными за душепопечение.
Когда с XII в. начал развиваться приход в нынешнем
смысле слова (а это привело к обособлению клира),
общественное совершение богослужения каждый
день стало невозможным.
Уже Хродеганг из Метца (Chrodegang von Metz; † 766)
предписывал каноникам храмов приватно
прочитывать все последование (officium), даже если
нет молитвы в хоре; под канониками («canonici») в
эпоху Каролингов, однако, понимались все клирики.
Мирские священники вследствие этих событий
практически прекратили существование: «При
рукоположении человеку автоматически придается
и монашеский статус, и это касается не только
образа жизни, но и духовности. Вплоть до
последней литургической реформы священник в том,
что касалось молитвы по Бревиарию, был неким
подобием "монаха, совершающего
путешествие", с обязательством приватного
совершения молитвы в хоре, тогда как таковой
больше и не существовало». И действительно, когда
священник находился в пути, ему нередко
приходилось совершать приватное вычитывание:
нищенствующие монахи, живущие без «stabilitas loci»
(постоянства места), за пределами конвентов не
могли участвовать в молитве в хоре, и они
совершали Часы приватно.
Также и те студенты средневековых университетов,
готовящиеся стать клириками, которым как
бенефициатам давалось поручение совершать
Литургию Часов, «по совету моралистов стремились
по возможности через приватное вычитывание» как
бы загладить удаление от своих церквей. И это тем
более играло роль, поскольку «отслуживанием»
Литургии Часов (было оно приватным или в хоре)
определялись поступления (бенефиции) клирика.
Субъективное благочестие, характерное для
Средних веков времен расцвета и упадка,
способствовало развитию клерикально-сословной
молитвы. Орден иезуитов, вновь основанный в XVI в.,
совсем обходился без молитвы в хоре, и его члены
ограничивались возложенной на них обязанностью
вычитывания Бревиария.
Начиная с X в. из официальной молитвы Часов
развился Officium parvum, небольшое дополнительное
последование в честь Пресв. Троицы, Богоматери
или коголибо из святых. Отделившись от
основного последования, Officium parvum превратился в
самостоятельное моление Часов, практиковавшееся
преимущественно образованными мирянами. Но и в
этом случае оно проходило в форме отдельного
моления по «Часослову» (некоторые Часословы были
искусно украшены и впоследствии прославились).
Многие монастырские общины Нового времени
переняли Малый Марианский Оффиций в качестве
ежедневной обязательной молитвы для своих
членов.
По поручению Папы Климента VII
кардинал-францисканец Франциско де Квиньонес
(Francisco de Quinones) в 1535 г. выпустил в свет Бревиарий для
чисто приватного употребления. Квиньонес
обосновал обязанность священника молиться по
Бревиарию тремя аргументами: замещая занятый
трудами народ, священник должен о нем молиться;
он должен подавать пример другим; он должен
извлекать из ежедневного чтения Бревиария
наставления для катехизации.
Так постепенно Литургия Часов полностью
превратилось в сословно-клерикальное моление.
Поначалу на долю Бревиария Ф. де Квиньонеса выпал
успех, но через пятьдесят лет его все же
перестали употреблять. Юнгманн (Jungman) изложил
причины, по которым реформированный Бревиарий
был отвергнут. В то же время он указал на его
продолжавшееся влияние даже и после появлении
Римского Бревиария 1568 г. (оно заметно, например, в
английской «Книге Общей молитвы» [Book of Common Prayer], в
неогалликанских Бревиариях XVIII-XIX вв., в
Бревиариях для орденских общин, не имеющих
священников, а также в частных Бревиариях
различных епархий).
Разработанный Квиньонесом Бревиарий,
предназначенный для чтения исключительно одним
лицом, представлял собой слишком серьезный
разрыв с традицией: «На такой шаг Высшая
церковная власть не пошла; она не пожелала
отказаться от притязания, что Литургия Часов
представляет собой молитву Церкви».
Иначе сложилась судьба Бревиария, который —
будучи подготовлен, на основании древних
образцов, по поручению Тридентского собора вышел
в свет в 1568 г. и которому было уготовано
продержаться в употреблении на протяжении 400 лет
(католики-традиционалисты и некоторые
православные Западного обряда пользуются им до
сих пор). По аналогии со Служебником, лишь церкви,
способные указать на свою частную традицию не
менее чем в двести лет, получали право сохранить
свои Бревиарий.
Новый Бревиарий предназначался как для
общественного, так и для частного вычитывания, и
он быстро получил широкое распространение.
Правда, уже Папа Урбан VIII († 1644) подверг его
ревизии; в классическом духе были переработаны
гимны, а в Псалтырь введены астериски.
Попытки реформировать Бревиарий
предпринимались в Германии в эпоху Просвещения,
адепты которого мечтали ввести «немецкую
Вечерню» в богослужение общины. Сохранявшиеся
элементы латинской Литургии Часов в приходах
предполагалось заменить немецкими переводами и
включить немецкие духовные песнопения для
исполнения их верующими.
Определенная реформа имела место при папе Пие X. 1
ноября 1911 г. он выпустил буллу «Divino afflatu spiritu»
(«Веянием Божественного Духа»), в которой
содержался новый порядок чтения Псалтыри (её
прочтение предусматривалось один раз в неделю). В
моту-проприо «In cotidianis precibus» («В ежедневных
молитвах») от 24 марта 1945 г. папа Пий XII разрешил
церковное употребление нового латинского
перевода Псалтыри, ориентированного на
древнееврейский оригинал.
Дальнейшие реформы в Римо-Католической церкви
чрезвычайно изменили Бревиарий, используемый
в миру. Его место заняла Liturgia Horarum, основу которой
составляет четырёхнедельная Псалтирь. Утреня
разделена на 3 части, при этом первая часть
является обязательной, а из двух других может
быть сделан выбор. Изменены чтения на утрене,
изменены, переписаны, или заново востановлены
гимны, первый час упразднён, а 3,6,9, по сути
являются одним и тем -же часом, который в
зависимости от времени дня называется третьим,
шестым или девятым. Однако монастырский часослов
остался практически без изменений.
Нам видиться, что сохранение
суточных богослужений Древней Римской Церкви
крайне важно. Лишившись их мы теряем огромную и
прекрасную часть Предания Вселенской Церкви.
Богослужения в согласии с чинами Римского
Часослова сейчас совершаются общинами католиков
традиционалистов и православными Латинского
Обряда. |