De ritu Latino

 

gregmag1.jpg (28497 bytes)

 

Литургия 155 г.

Литургия Запада и Востока. Был ли единый обряд?

О Римской Литургии

Чин Мессы

Богослужения суточного круга

Григорианское пение

Григорий Великий

 

     ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ. Святой и учитель дораздельной Церкви, папа римский (3.09.540-12.03.604), писатель и богослов; родился в Риме в 540, умер там же в 604 году. В Православной Церкви известен под именем "Двоеслова"
     Жизнь и деятельность. Григорий родился в аристократической семье, принадлежавшей к одному из самых знатных сенаторских родов. Его прапрадед, святитель Феликс II, также был Римским Папой. Кроме Григория его род (Авициев) подарил Церкви трёх святых (мать и две тётки Григория). "Не уступая никому образованием" и поступив на государственную службу, Григорий сделал блестящую карьеру, став в возрасте около 30 лет префектом Рима - высшим должностным лицом в городе. Но около 574-575 он оставил службу и принял монашество, а на полученное наследство основал 6 монастырей на Сицилии, а также превратил в монастырь свой дом в Риме, где сам стал простым монахом. Около 578-579 он был посвящен в диаконы и вскоре отправился в Константинополь, откуда вернулся в конце 585 года. В 590 был избран на Римский кафедру (впервые Папой стал монах).
     Свой понтификат святой Григорий начал с установления строгой дисциплины в Римской Церкви. Он уделял огромное внимание эффективной хозяйственной деятельности. Благодаря четко организационной структуре управления он смог кормить бедных во время голода, создавать приюты и больницы, а в военное время организовывать оборону Италии, что стало его первоочередной задачей в связи с нашествием лангобардов. Личные качества Григория, его святая жизнь и неустанная забота о нуждах Церкви и народа усиливали его моральный авторитет.
     Поддерживая развитие монашества, Григорий выступил с критикой эдикта византийского императора Маврикия (582-602), запрещавшего принятие монашества военными и государственным служащими. Отношения с Византией у Григория осложнились также из-за присвоения Константинопольским патриархом Иоанном IV Постником титула - "Вселенский". Протестуя против этого, сам Григорий стал именовать себя "рабом рабов Божиих" (servus servorum Dei).
     Святой Папа вел обширную переписку с епископами, аббатами, королями и управляющими хозяйственными структурами, расположенными в разных странах. Таким образом, Григорий активно способствовал созиданию фундамента единой христианской Европы. В 596 он направил миссию в Англию во главе с римским аббатом Августином (Августин Кентерберийский).
     Сочинения. Литературное наследие святого Григория весьма обширно. Не имея склонности к отвлеченному мышлению, в области богословия и философии он был не оригинальным мыслителем, а скорее популяризатором идей Блаженного Августина. Направленность его творчества совпадала с духовными устремлениями эпохи, и потому его сочинения пользовались необычайной популярностью и оказали огромное влияние на средневековую литературу. Хотя целью творчества Святителя было создание новой христианской литературы, его отношение к античной культуре не было негативным, и легенды, появившиеся в XII в., о сожжении им Палатинской библиотеки, разрушении скульптур и пр. лишены исторической достоверности. Что же касается образования, то оно, по мнению святого Григория., должно было быть непременным условием деятельности священника (Regula pastoratis I, 1).
     Центральное, место в творчестве святителя занимают проблемы человеческого бытия. Постоянно присутствующая на страницах его книг обращенность к вечности никогда не доходила у него до безразличия к жизни настоящей, к страданию и горю других людей.
     Еще при жизни некоторые труды святителя были переведены на греческий язык Антиохийским патриархом Анастасием II. Григорию приписывается также авторство 3 богослужебных сборников (Сакраментарий, Антифонарий, Респонсал). Тот факт, что святитель занимался литургическим и церковным пением не вызывает сомнений (его имя носит григорианский хорал), но установить, степень его авторства в богослужебных сборниках Западной Церкви весьма проблематично т.к. сборники редактировались, а древнейшие рукописи восходят к IX-X векам.
     Григорий, получивший на Руси имя "Двоеслов" по самому известному своему сочинению Диалоги стал одним из самых известных римских епископов в России. Диалоги были переведены учениками святого Мефодия, став одним из первых произведений на славянском языке. Кроме того, фрагменты сочинений святителя вошли в состав различных древнерусских сборников (Прологи, Минеи-Четии) В позднее Средневековье тексты святого Григория входили в русскую литературу через переводные латинские сборники (Великое зерцало, Златой бисер), в конце XVII века Симеон Полоцкий осуществил перевод Пастырского правила. В XIX веке значительная часть сочинений святого папы была переведена на русский язык, появилась обширная научная литература, посвященная его деятельности и творчеству. В силу огромного авторитета святителя Григория, ему было приписано авторство литургии преждеосвященных даров, которая ему в действительности не принадлежит.
     Почитание. Сразу после смерти святого распространилось его почитание. Исидор Севильский восхвалял его ученость, а Илдефонс Толетанский - святой образ жизни, красноречие и мудрость. Подобное восхищение его святостью и учёностью содержится и у Иоанна Дамаскина. В Русской Православной Церкви память святого Григория - 12 марта по старому стилю (25 по новому).

Сайт создан в системе uCoz