ГРИГОРИЙ
ВЕЛИКИЙ. Святой и учитель дораздельной
Церкви, папа римский (3.09.540-12.03.604), писатель и
богослов; родился в Риме в 540, умер там же в 604 году.
В Православной Церкви известен под именем
"Двоеслова"
Жизнь и деятельность. Григорий родился в
аристократической семье, принадлежавшей к
одному из самых знатных сенаторских родов. Его
прапрадед, святитель Феликс II, также был Римским
Папой. Кроме Григория его род (Авициев) подарил
Церкви трёх святых (мать и две тётки Григория).
"Не уступая никому образованием" и поступив
на государственную службу, Григорий сделал
блестящую карьеру, став в возрасте около 30 лет
префектом Рима - высшим должностным лицом в
городе. Но около 574-575 он оставил службу и принял
монашество, а на полученное наследство основал 6
монастырей на Сицилии, а также превратил в
монастырь свой дом в Риме, где сам стал простым
монахом. Около 578-579 он был посвящен в диаконы и
вскоре отправился в Константинополь, откуда
вернулся в конце 585 года. В 590 был избран на
Римский кафедру (впервые Папой стал монах).
Свой понтификат святой Григорий
начал с установления строгой дисциплины в
Римской Церкви. Он уделял огромное внимание
эффективной хозяйственной деятельности.
Благодаря четко организационной структуре
управления он смог кормить бедных во время
голода, создавать приюты и больницы, а в военное
время организовывать оборону Италии, что стало
его первоочередной задачей в связи с нашествием
лангобардов. Личные качества Григория, его
святая жизнь и неустанная забота о нуждах Церкви
и народа усиливали его моральный авторитет.
Поддерживая развитие монашества,
Григорий выступил с критикой эдикта
византийского императора Маврикия (582-602),
запрещавшего принятие монашества военными и
государственным служащими. Отношения с
Византией у Григория осложнились также из-за
присвоения Константинопольским патриархом
Иоанном IV Постником титула - "Вселенский".
Протестуя против этого, сам Григорий стал
именовать себя "рабом рабов Божиих" (servus
servorum Dei).
Святой Папа вел обширную переписку
с епископами, аббатами, королями и управляющими
хозяйственными структурами, расположенными в
разных странах. Таким образом, Григорий активно
способствовал созиданию фундамента единой
христианской Европы. В 596 он направил миссию в
Англию во главе с римским аббатом Августином
(Августин Кентерберийский).
Сочинения. Литературное
наследие святого Григория весьма обширно. Не
имея склонности к отвлеченному мышлению, в
области богословия и философии он был не
оригинальным мыслителем, а скорее
популяризатором идей Блаженного Августина.
Направленность его творчества совпадала с
духовными устремлениями эпохи, и потому его
сочинения пользовались необычайной
популярностью и оказали огромное влияние на
средневековую литературу. Хотя целью творчества
Святителя было создание новой христианской
литературы, его отношение к античной культуре не
было негативным, и легенды, появившиеся в XII в., о
сожжении им Палатинской библиотеки, разрушении
скульптур и пр. лишены исторической
достоверности. Что же касается образования, то
оно, по мнению святого Григория., должно было быть
непременным условием деятельности священника
(Regula pastoratis I, 1).
Центральное, место в творчестве
святителя занимают проблемы человеческого
бытия. Постоянно присутствующая на страницах его
книг обращенность к вечности никогда не доходила
у него до безразличия к жизни настоящей, к
страданию и горю других людей.
Еще при жизни некоторые труды
святителя были переведены на греческий язык
Антиохийским патриархом Анастасием II. Григорию
приписывается также авторство 3 богослужебных
сборников (Сакраментарий, Антифонарий,
Респонсал). Тот факт, что святитель занимался
литургическим и церковным пением не вызывает
сомнений (его имя носит григорианский
хорал), но установить, степень его авторства в
богослужебных сборниках Западной Церкви весьма
проблематично т.к. сборники редактировались, а
древнейшие рукописи восходят к IX-X векам.
Григорий, получивший на Руси имя "Двоеслов"
по самому известному своему сочинению Диалоги
стал одним из самых известных римских епископов
в России. Диалоги были переведены учениками
святого Мефодия, став одним из первых
произведений на славянском языке. Кроме того,
фрагменты сочинений святителя вошли в состав
различных древнерусских сборников (Прологи,
Минеи-Четии) В позднее Средневековье тексты
святого Григория входили в русскую литературу
через переводные латинские сборники (Великое
зерцало, Златой бисер), в конце XVII века Симеон
Полоцкий осуществил перевод Пастырского
правила. В XIX веке значительная часть сочинений
святого папы была переведена на русский язык,
появилась обширная научная литература,
посвященная его деятельности и творчеству. В
силу огромного авторитета святителя Григория,
ему было приписано авторство литургии
преждеосвященных даров, которая ему в
действительности не принадлежит.
Почитание. Сразу после
смерти святого распространилось его почитание.
Исидор Севильский восхвалял его ученость, а
Илдефонс Толетанский - святой образ жизни,
красноречие и мудрость. Подобное восхищение его
святостью и учёностью содержится и у Иоанна
Дамаскина. В Русской Православной Церкви память
святого Григория - 12 марта по старому стилю
(25 по новому).
|