De ritu Latino

 

vitr1.gif (34499 bytes)

 

Литургия 155 г.

Литургия Запада и Востока. Был ли единый обряд?

О Римской Литургии

Чин Мессы

Богослужения суточного круга

Григорианское пение

Григорий Великий

Музыка суровой чистоты

Я не слыхал пения херувимов - это
удел высоких душ, но...

(Акафист "Слава Богу за всё")

      С давних времён богослужение христианской Церкви сопровождает музыка. Значение музыки трудно переоценить. Вот как пишет о церковном пении блаженный Августин (354-430): "Сколько плакал я над Твоими гимнами и песнопениями, горячо взволнованный голосами, сладостно звучавшими в Твоей Церкви. Звуки эти вливались в уши мои, истина отцеживалась в сердце моё, я был охвачен благоговением" .

canticum2.gif (87561 bytes)

Страница с записью григорианского песнопения

     Что же пели первые христиане и пели ли они вообще? Из Евангелия известно, что Христос и ученики пели на Тайной Вечере (см.Мф.26:30; Мк. 14:26). В этом нет ничего удивительного, ибо в иудейской среде было широко распространено пение текстов Священного Писания, в первую очередь псалмов. Так как первые христианские общины состояли преимущественно из иудеев, то традиция пения перешла и в Церковь. Христиане поначалу также пели псалмы, но к текстам Ветхого Завета прибавились и новозаветные песнопения. Известно, например, что уже от первых веков существования Христианства, была популярна "Песнь Пресвятой Богородицы" или, по первым словам, "Величит" или по-латыни "Magnificat" (Лк. 1:46-56).

     Первоначально в Церквах существовала традиция пения всей общиной, но по мере развития благочестия и из желания сделать богослужение стройным и благообразным (а не по причине "оскудения Духа", как любят говорить протестанты) было постановлено, чтобы при богослужениях пели бы способные, для сего назначенные люди - певчии (ср. 15 правило Лаодикийского собора). cantus.gif (64192 bytes)

Папа Римский благословляет ноты литургического пения

     Постепенно стали складываться различные школы и традиции. На православном в то время Западе улучшению церковного пения значительно способствовали Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский) (+391) и папа Римский, Григорий Великий (540-604). Епископ Амвросий ввёл в своей церкви пение греко-восточное. Вот, что пишет об этом пении блаженный Августин: "Незадолго до этого в Медиоланской церкви вошло в обычай утешать и наставлять с помощью пения: братья пели ревностно и согласно, устами и сердцем". Святитель Григорий занимался упорядочиванием богослужения и пения Римской церкви. По преданию, он считается составителем антифонария и автором многих литургических мелодий, а также учредителем римской школы певчих (schola cantorum).

cantores.jpg (13040 bytes)

Студенты традиционалистской семинарии исполняют григорианский хорал

     В этой школе, просуществовавшей около трехсот лет, долгое время хранилась кровать, на которой почивал святитель, подлинник его устава и бич для наказания недобросовестных певчих. По образцу этой школы стали учреждать певческие школы и в других местах. Григорианское пение (послушать), названное так в честь великого папы, стало быстро распространяться по всей Европе, и сохраняло приоритет перед другими видами литургического пения вплоть до во многом деструктивных, на наш взгляд, реформ II Ватиканского Собора (1962-1965 гг.)

     Значение григорианского хорала не ограничивается только его применением за литургией, это ангелогласное пение по праву именуют музыкальным учителем Европы. Ведь даже названия нот взяты из  григорианского песнопения "Ut queant laxis", обращенного к Святому Иоанну Крестителю. Каждая нота - первый слог строфы. Название для ноты "си" появилось позднее, но опять-таки из этого гимна, а нота "до" раньше называлась "ut"

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Iohannes!
Чтобы могли отверстою гортанью
Ревнители твои
Воспеть твоих деяний чудо,
От скверны отреши их грешные уста,
Святой Иоанн!
Сайт создан в системе uCoz